li

Вопрос о пактиях Геродота

Опубликовал: 25 октября 2014

Списки податных округов ахеменидской державы, дошедшие, до нас в «Истории» Геродота, не только дают представление об административном устройстве державы Кира, но и являются ценным этнографическим документом — списком народов, живших в пределах этого государства. Такое же значение имеют и те страницы сочинения Геродота, где подробно и обстоятельно описывается состав армии, которую Ксеркс в 480 г. до н. э. собирался послать для покорения Греции. Среди прочих племен и народностей многоязычной державы Ахеменидов Геродот упоминает пактиев (Πάχτυες), живших где-то на востоке обширных владений Ксеркса (Her., VII, 67). Еще в первой половине XIX в. некоторые исследователи были склонны считать, что пактии — это самоназвание афганских племен (современное паштун, пахтун), и на основании этого рассматривали сообщение Геродота как древнейший источник, упоминающий об афганском народе. Отождествление пактии—паштуны, несмотря на ряд возражений, широко проникло в специальную литературу https://glewlyshop.info/792-kato-polemidiya.html 58. Территория, где обитали пактии в VI—V вв. до н. э., может быть намечена с достаточной определенностью по сообщениям Геродота и Гекатея. Дело в том, что именно из страны пактиев началось путешествие речной флотилии, которая должна была по приказу Дария исследовать течение Инда. Есть основание считать, что к записям, составленным греком Скилаком, участником этого плавания, восходит ряд сведений о восточных странах, в том числе и об Индии, сообщаемых Геродотом и Гекатеем. На основании этого можно считать достоверным и сообщения обоих авторов о начале экспедиции Скилака.

Флотилия начала свое плавание от г. Каспатура (по Геродоту), или Каспапура (по Гекатею), и спустилась по Индук его устью. Каспатур находился в земле пактиев (Her., IV. 44). По Гекатею, этот город находился на границе Гандхары и скифов (Hec.,Fr. 178). Возможно, что пактам — одно из племен, населявших территорию, объединяемую под названием Гандхары. Очень важно указание на то, что и акта и граничили со скифами, т. е. со среднеазиатскими кочевыми племенами. Это могли быть скорее всего саки Памира, где недавно были открыты богатые сакские погребения source link 59. С другой стороны, то обстоятельство, что из страны пактиев начала свое плавание речная флотилия Москва Бескудниковский купить закладку MDMA [Кристалл, molly] 60, не позволяет отодвигать территорию их обитания далеко на север. Вероятнее было бы предполагать, что пактии обитали в горных районах к северу от р. Кабул, т. е. где-либо в пределах северного Афганистана Таганрог 61. Однако пока нет достаточных научных оснований для безоговорочного отождествления пактиев, упоминаемых Геродотом и Гекатеем, с той народностью, которая много столетий спустя выступила на исторической арене под именем афганцев (паштунов). Имя пактиев, случайно промелькнув в рассмотренных отрывках двух древнегреческих авторов, позднее не встречается в сочинениях древних историков и географов. Лингвистически это сближение не подтверждается. Интересная гипотеза была недавно выдвинута Э. А. Грантовским. Он предложил видеть в имени Paкçava, упоминаемом не позднее второй половины IV в. до н. э., название народности parsu, к которому, по мнению лингвистов, восходит самоназвание афганцев (pastūn) https://beststuffyou.info/kosta-brava.html 62. Однако сами по себе поиски древнейших истоков того или иного этнонима не могут быть главным путем, по которому должно идти изучение этногенеза.

Как показывает топонимика Бактрии, Арахосии, Дрангианы и других областей, ныне входящих полностью или частично в состав Афганистана, на этих территориях в середине I тысячелетия до н. э. жило население, говорившее преимущественно на диалектах восточной группы иранских языков. На это указывает, в частности, широкое распространение элемента aspa «конь» (авестийское aspa, древнеперсидское asa, санскритское asva) в названиях племен и поселений (Зариаспа — прозвище Бактр; ариаспы, аспасии). Название столицы Арен — Артакаваны (Άρτακαυάν) — может быть объяснено как «артовское (светлое) поселение» (arta + avahana). Сурагона (Σουράγανα) в первой части имеет, видимо, древнеиранское sura ‘сильный’ (авестийское sura, древнеперсидское Фига). На распространение в Арахосии в IV—III вв. до н. э. восточноиранского языка, близкого языку Авесты, указывают и эпиграфические памятники. Видимо, существовал ряд местных диалектов (бактрийский, дрангианский и т. п.), но различия между ними были весьма незначительны https://oxiderstuff.info/303-zheleznodorozhniy.html 63. Эти древние восточноиранские племена и составляли ту основу, на которой происходило развитие ираноязычных народов, населяющих современный Афганистан. Весьма показательно, например, что по историко-фонетическим признакам бактрийский язык занимает место между согдийским, хорезмийским и парфянским, с одной стороны, и современным афганским — с другой. Однако это развитие было длительным и сложным процессом, и племена, обитавшие в середине I тысячелетия до н. э. в Бактрии, Арахосии, Дрангиане, были лишь отдаленными предками современного населения.

Как показывают лингвистические данные, в афганском глоттогенезе значительную роль сыграли сакские языки. В этом отношении интересно отметить, что уже в VI—IV вв. до н. э. оседлое население Паропамисад и западной Гаидхары входило в контакты с миром сакских племен и, возможно, к этому периоду, если не к более раннему, относится первое проникновение саков на территорию Афганистана https://wilsabrar.ru/alma-ata-kupit-cocaine-98-peru.html 64. В этом отношении весьма интересно наличие в V—IV вв. до н. э. на территории Афганистана и соседних с ним областей топонимов, оканчивающихся на kanδā — kantā (ср. Ташкент, Яркенд и др.), которые могут быть связаны именно с сакской языковой группой 65.

Примечания:

58 Аристов, Об Авганистане и его населении, стр. 275.

59 Бернштам, Историко-археологические очерки, стр. 288—317. В этой связи интересно сообщение Арриана о том, что горный хребет Паропамисады, названный греками Кавказом, соединяется со скифским Кавказом (Arr., Апаb., IV, 5, 4).

60 Э. Херцфельд считал, что Каспатур находился в районе Аттока или Пешавара (Herzfeld, Zoroaster, vol. II, р. 661). Точка зрения Уильсона о том, что этот город находился где-то в Кашмире, поскольку он не упоминается при описании похода Александра Македонского (Wilson, Ariana Antiqua, р. 137), едва ли приемлема. Во-первых, Квинт Курций и Арриан описывают (и то, видимо, неполно) лишь походы греко-македонских войск, а не географию страны, так что отсутствие в этом описании какого-либо названия еще ничего не означает. Во-вторых, указание Гекатея на соседство этого города со скифами едва ли позволяет отодвигать его далеко на восток. На это же указывает и следующее место из Геродота: «…другие индийцы живут на границах с городом Каспатуром и с Пактийской страной, на север от прочих индийцев; образ жизни их такой же, как у бакгриев» (Her., III, 402). Скилак, к которому несомненно восходит данный текст Геродота, как будто отличает пактиев от индийцев.

61 Rawlinson, India and the Western World, p. 16; CHI, I. 339.

62 Грантовский, Племенное объединение, стр. 80, 81. К сожалению, Э. А. Грантовский не учитывает в должной мере того обстоятельства, что одним из ведущих процессов этногенеза является ассимиляция.

63 Henning, Zoroaster, р. 44; Абаев, Скифский быт, стр. 50.

64 Ф. Томас (Thomas, Sakastana), а позднее некоторые индийские историки полагали, что саки в ахеменидское время обитали и на территории Дрангианы—позднейшего Сакастана. В этом нет ничего невероятного, но, видимо, до археологических работ это предположение останется малоаргументированным.

65 Agrawala, India, рр. 67—69, 71, 78; Грантовский, Племенное объединение, стр. 93, 94.

Источник:
Массон B.M., Ромодин В.А. История Афганистана. Т. 1. С древнейших времен до начала XVI века. М.: Наука, 1964. С. 67 — 69.

Комментарии

Оставить комментарий:

Пожалуйста, обратите внимание: В данный момент активна модерация комментариев, поэтому между временем отправки сообщения и его отображением должно пройти какое-то время. Не надо повторять свое сообщение.