Вопрос о пактиях Геродота
Опубликовал: admin 25 октября 2014
Списки податных округов ахеменидской державы, дошедшие, до нас в «Истории» Геродота, не только дают представление об административном устройстве державы Кира, но и являются ценным этнографическим документом — списком народов, живших в пределах этого государства. Такое же значение имеют и те страницы сочинения Геродота, где подробно и обстоятельно описывается состав армии, которую Ксеркс в 480 г. до н. э. собирался послать для покорения Греции. Среди прочих племен и народностей многоязычной державы Ахеменидов Геродот упоминает пактиев (Πάχτυες), живших где-то на востоке обширных владений Ксеркса (Her., VII, 67). Еще в первой половине XIX в. некоторые исследователи были склонны считать, что пактии — это самоназвание афганских племен (современное паштун, пахтун), и на основании этого рассматривали сообщение Геродота как древнейший источник, упоминающий об афганском народе. Отождествление пактии—паштуны, несмотря на ряд возражений, широко проникло в специальную литературу58. Территория, где обитали пактии в VI—V вв. до н. э., может быть намечена с достаточной определенностью по сообщениям Геродота и Гекатея. Дело в том, что именно из страны пактиев началось путешествие речной флотилии, которая должна была по приказу Дария исследовать течение Инда. Есть основание считать, что к записям, составленным греком Скилаком, участником этого плавания, восходит ряд сведений о восточных странах, в том числе и об Индии, сообщаемых Геродотом и Гекатеем. На основании этого можно считать достоверным и сообщения обоих авторов о начале экспедиции Скилака.
Флотилия начала свое плавание от г. Каспатура (по Геродоту), или Каспапура (по Гекатею), и спустилась по Индук его устью. Каспатур находился в земле пактиев (Her., IV. 44). По Гекатею, этот город находился на границе Гандхары и скифов (Hec.,Fr. 178). Возможно, что пактам — одно из племен, населявших территорию, объединяемую под названием Гандхары. Очень важно указание на то, что и акта и граничили со скифами, т. е. со среднеазиатскими кочевыми племенами. Это могли быть скорее всего саки Памира, где недавно были открыты богатые сакские погребения59. С другой стороны, то обстоятельство, что из страны пактиев начала свое плавание речная флотилия60, не позволяет отодвигать территорию их обитания далеко на север. Вероятнее было бы предполагать, что пактии обитали в горных районах к северу от р. Кабул, т. е. где-либо в пределах северного Афганистана61. Однако пока нет достаточных научных оснований для безоговорочного отождествления пактиев, упоминаемых Геродотом и Гекатеем, с той народностью, которая много столетий спустя выступила на исторической арене под именем афганцев (паштунов). Имя пактиев, случайно промелькнув в рассмотренных отрывках двух древнегреческих авторов, позднее не встречается в сочинениях древних историков и географов. Лингвистически это сближение не подтверждается. Интересная гипотеза была недавно выдвинута Э. А. Грантовским. Он предложил видеть в имени Paкçava, упоминаемом не позднее второй половины IV в. до н. э., название народности parsu, к которому, по мнению лингвистов, восходит самоназвание афганцев (pastūn) 62. Однако сами по себе поиски древнейших истоков того или иного этнонима не могут быть главным путем, по которому должно идти изучение этногенеза.
Как показывает топонимика Бактрии, Арахосии, Дрангианы и других областей, ныне входящих полностью или частично в состав Афганистана, на этих территориях в середине I тысячелетия до н. э. жило население, говорившее преимущественно на диалектах восточной группы иранских языков. На это указывает, в частности, широкое распространение элемента aspa «конь» (авестийское aspa, древнеперсидское asa, санскритское asva) в названиях племен и поселений (Зариаспа — прозвище Бактр; ариаспы, аспасии). Название столицы Арен — Артакаваны (Άρτακαυάν) — может быть объяснено как «артовское (светлое) поселение» (arta + avahana). Сурагона (Σουράγανα) в первой части имеет, видимо, древнеиранское sura ‘сильный’ (авестийское sura, древнеперсидское Фига). На распространение в Арахосии в IV—III вв. до н. э. восточноиранского языка, близкого языку Авесты, указывают и эпиграфические памятники. Видимо, существовал ряд местных диалектов (бактрийский, дрангианский и т. п.), но различия между ними были весьма незначительны 63. Эти древние восточноиранские племена и составляли ту основу, на которой происходило развитие ираноязычных народов, населяющих современный Афганистан. Весьма показательно, например, что по историко-фонетическим признакам бактрийский язык занимает место между согдийским, хорезмийским и парфянским, с одной стороны, и современным афганским — с другой. Однако это развитие было длительным и сложным процессом, и племена, обитавшие в середине I тысячелетия до н. э. в Бактрии, Арахосии, Дрангиане, были лишь отдаленными предками современного населения.
Как показывают лингвистические данные, в афганском глоттогенезе значительную роль сыграли сакские языки. В этом отношении интересно отметить, что уже в VI—IV вв. до н. э. оседлое население Паропамисад и западной Гаидхары входило в контакты с миром сакских племен и, возможно, к этому периоду, если не к более раннему, относится первое проникновение саков на территорию Афганистана 64. В этом отношении весьма интересно наличие в V—IV вв. до н. э. на территории Афганистана и соседних с ним областей топонимов, оканчивающихся на kanδā — kantā (ср. Ташкент, Яркенд и др.), которые могут быть связаны именно с сакской языковой группой 65.
Примечания:
58 Аристов, Об Авганистане и его населении, стр. 275.
59 Бернштам, Историко-археологические очерки, стр. 288—317. В этой связи интересно сообщение Арриана о том, что горный хребет Паропамисады, названный греками Кавказом, соединяется со скифским Кавказом (Arr., Апаb., IV, 5, 4).
60 Э. Херцфельд считал, что Каспатур находился в районе Аттока или Пешавара (Herzfeld, Zoroaster, vol. II, р. 661). Точка зрения Уильсона о том, что этот город находился где-то в Кашмире, поскольку он не упоминается при описании похода Александра Македонского (Wilson, Ariana Antiqua, р. 137), едва ли приемлема. Во-первых, Квинт Курций и Арриан описывают (и то, видимо, неполно) лишь походы греко-македонских войск, а не географию страны, так что отсутствие в этом описании какого-либо названия еще ничего не означает. Во-вторых, указание Гекатея на соседство этого города со скифами едва ли позволяет отодвигать его далеко на восток. На это же указывает и следующее место из Геродота: «…другие индийцы живут на границах с городом Каспатуром и с Пактийской страной, на север от прочих индийцев; образ жизни их такой же, как у бакгриев» (Her., III, 402). Скилак, к которому несомненно восходит данный текст Геродота, как будто отличает пактиев от индийцев.
61 Rawlinson, India and the Western World, p. 16; CHI, I. 339.
62 Грантовский, Племенное объединение, стр. 80, 81. К сожалению, Э. А. Грантовский не учитывает в должной мере того обстоятельства, что одним из ведущих процессов этногенеза является ассимиляция.
63 Henning, Zoroaster, р. 44; Абаев, Скифский быт, стр. 50.
64 Ф. Томас (Thomas, Sakastana), а позднее некоторые индийские историки полагали, что саки в ахеменидское время обитали и на территории Дрангианы—позднейшего Сакастана. В этом нет ничего невероятного, но, видимо, до археологических работ это предположение останется малоаргументированным.
65 Agrawala, India, рр. 67—69, 71, 78; Грантовский, Племенное объединение, стр. 93, 94.
Комментарии
Оставить комментарий:
Пожалуйста, обратите внимание: В данный момент активна модерация комментариев, поэтому между временем отправки сообщения и его отображением должно пройти какое-то время. Не надо повторять свое сообщение.