li

Культура Кветты

Опубликовал: 5 марта 2014

Другая группа племен, перешедших к оседлой жизни и занимавшихся земледелием, сосредоточивалась в районе г. Кветты. Хотя поселения этой группы расположены главным образом вне современных границ Афганистана, изучение их культуры существенно дополняет картину древнейшего прошлого страны 21.

Сохранилось около 20 небольших поселений (сейчас площадь оплывших холмов, содержащих их руины, колеблется от 0,5 до 1,5 га), занимавших во второй половине III —первой половине II тысячелетия до н. э. плодородную Кветтскую долину. Каждое из поселений состояло из нескольких многокомнатных домов, разделявшихся узкими проходами.

Основными занятиями обитавших здесь племен были земледелие и скотоводство. Для орошения полей использовались многочисленные небольшие ручьи, сбегающие с гор, и временные водотоки. Важное достижение культуры кветтских племен — изготовление металлических орудий: медных ножей, кинжалов и шильев. Однако эти изделия плохо сохраняются, и их редко находят при раскопках, поэтому трудно сказать, когда в этом районе впервые вошли в употребление изделия из меди. В незначительной степени сохранялись в быту и кремневые орудия — скребки и грубые лезвия. Наряду с медными проколками употреблялись и костяные.

Своеобразие культуры кветтских племен ярко проявляется в мотивах росписи глиняной посуды. Новые формы сосудов, выделанных на гончарном круге быстрого вращения, полностью вытеснили из употребления грубые сосуды ручной лепки, бытовавшие здесь в конце IV—первой половине III тысячелетия до н. э. Как и на систанской посуде, на сосудах культуры кветтских племен преобладали геометрические мотивы, но несколько иного характера, чем на керамике, которую находят в древней дельте Гильменда. На сосудах изображались и фигуры животных, птиц и рыб.

О высоких достижениях древнего искусства свидетельствуют и разнообразные терракотовые статуэтки, часто выполненные с большой реалистической экспрессией. Встречаются и фигурки животных (быков, лошадей и др.) и, что особенно интересно, людей. Естественно, что древние скульпторы подчеркивали в основном именно женские признаки и лишь схематически передавали черты лица. Фигурки людей обычно изображают обнаженную женщину с полной грудью, узкой талией, пышными бедрами, высокой прической, в сложном головном уборе, с украшением на шее вроде ожерелья (рис. 3). Эти статуэтки передают образ женского божества, широко распространенный у всех раннеземледельческих племен и тесно связанный с представлениями о матери-земле, всеобщей прародительнице, от которой зависит урожайность полей.

Примечания:

21 Впервые культура этой группы племен была выделена С. Пигготтом (ом. Piggott, Ceramic; idem, Prehistoric India, pp. 73—75). Новые материалы, см. Fairservis, Excavations.

Источник:
Массон B.M., Ромодин В.А. История Афганистана. Т. 1. С древнейших времен до начала XVI века. М.: Наука, 1964. С. 37 — 39.

Комментарии

Оставить комментарий:

Пожалуйста, обратите внимание: В данный момент активна модерация комментариев, поэтому между временем отправки сообщения и его отображением должно пройти какое-то время. Не надо повторять свое сообщение.